29 января 1944 года советские войска освободили после более двухлетней фашистской оккупации город Пушкин. Печальная картина открылась освободителям. Один из красивейших пригородов России лежал в руинах! На месте знаменитого Екатерининского дворца стоял обгоревший каменный остов. Не лучше выглядели и другие каменные постройки. Повсюду лежали поваленные деревья и на каждом шагу встречались неразорвавшиеся мины и фугасы.
Увидев город таким, Анна Ахматова с горечью писала: «Что делать мне? Они тебя сожгли. О встреча, что разлуки тяжелее!» В Нюрнберг, где проходил суд над гитлеровскими вандалами, пришел документ международного съезда архитекторов. В нем говорилось: «От уничтожения и разграбления таких шедевров, как Пушкин и Павловск, человечество стало беднее».
Вскоре после освобождения Пушкина началось возрождение, казалось бы, навсегда утраченных памятников зодчества. За 58 послевоенных лет из 55 помещений Екатерининского дворца удалось воссоздать лишь 27. Только на восстановление Большого зала понадобилось двадцать лет напряженного труда! До недавнего времени заново рождалась уникальная Янтарная комната, демонтированная и похищенная гитлеровцами из дворца после захвата Пушкина в сентябре 1941 года.
Многочисленные попытки отыскать Янтарную комнату ни к чему хорошему не привели. Возможно, она уже никогда не будет найдена. От этого шедевра сохранился лишь небольшой фрагмент янтарного панно, найденный на пожарище бывшим хранителем Екатерининского дворца Кучумовым. Но если бы Янтарную комнату и удалось вдруг отыскать, находка эта не принесла бы большой радости. Дело в том, что такой минерал органического происхождения, как янтарь.
Не выдерживает холода, излишнего тепла и влаги. Со временем он меняет цвет, блекнет, покрывается патиной. Накануне 300 лет Петербурга архитекторам, художникам, реставраторам и камнерезам удалось сделать то, что до сих пор не удавалось никому. Они изготовили другую Янтарную комнату, близкую к пропавшему оригиналу. Пожалуй, даже красивее, ибо вновь добытый и обработанный янтарь ярче сверкает своими первозданными красками!
За свои 303 года город Пушкин несколько раз менял свое имя. В начале XVIII века здесь располагалась финская мыза exalted place (в переводе означает «возвышенное место»). После изгнания шведов с невских берегов Петр I подарил поместье А. Д. Меншикову, после того она отошла во владение Екатерины I – супруги императора. Вскоре архитектором И.
Браунштейном были выстроены «каменные палаты о шестнадцати светлицах», но уже при царствовании дочери Петра I Елизаветы небольшой каменный дворец дал начало роскошной постройке, которой мы восхищаемся и сегодня. Начатое русскими зодчими строительство Земцовым, Квасцовым и Чевакинским блестяще завершил Растрелли.
Ко времени лицейского периода жизни нашего великого поэта это место уже более полувека именовалось Царским Селом. За железнодорожной станцией сохранилось название Детское Село, поскольку советские власти в 1918 году разместили здесь сеть оздоровительных детских учреждений.
В один из осенних дней прошлого года автор этих строк наблюдал в Екатерининском парке, как под напором ветра золотая листва каскадами слетала с деревьев. На фоне этого летящего «шумного золота» Екатерининский дворец казался каким-то чудом, сотканным из бело – синих и золотых красок. Каким талантом надо было обладать зодчему Бартоломео Растрелли, чтобы выстроить огромное трехэтажное здание, кажущееся и издали, и вблизи легким почти невесомым!
Глаза улавливали нежную синеву фасадов, мягкую белизну колонн, множество затейливых лепных вызолоченных украшений и решеток, обрамляющих окна и балконы. Могучие спины атлантов как бы удерживали царские чертоги, и надо всем этим возносились к небу пять золотых глав дворцовой церкви.
Все, что посетитель сегодня видит внутри дворца, по сути, заново воссоздано в послевоенные годы. Здесь все нарядно и все восхищает. Вот, например, Парадная лестница, вырезанная из белого как снег, каррарского мрамора. Ее украшают старинные барометры и коллекции фарфора из Китая и Японии.
С лестничной площадки второго этажа открывается замечательный вид на обе стороны парка. С восточной стороны – наиболее старая регулярная часть парка и павильон Эрмитаж. С противоположной – «Золотые ворота» с их тончайшим кружевом и позолотой. По красоте и изяществу этим воротам во всей Европе нет соперников!
Самым значительным помещением во дворце является Большой зал площадью 850 квадратных метров. Он похож на огромную светлую галерею, декорированную зеркалами и множеством украшений из липового дерева, покрытого позолотой. Только на украшение этого зала ушло 9 килограмм высокопробного металла. Когда-то это помещение, где устраивались балы и маскарады, освещалось семьюстами свечей.
Мерцающие блики огня высвечивали многочисленных гостей, роскошный наборный паркет и огромный плафон «Триумф России», где по синему бездонному небу летели ангелы, а в центре на облаке восседала богиня, которой художник Д. Валериане придал облик Елизаветы Петровной. За реставрацию этого зала архитектор А. А. Кудринский удостоился Ленинской премии.
Для творчества Б. Растрелли характерно создание внутри дворцов анфилады помещений. Переходя из зала в зал, можно пройти по коридору вдоль всего Екатерининского дворца. Вся перспектива анфилад обильно украшена золотой резьбой и искусной лепниной. Каждое из помещений, будь то Кавалерийская столовая или Белый парадный зал, Малиновая или Зеленая гостиные, Опочивальня императрицы или Китайский кабинет, имеют индивидуальное архитектурное убранство.
Здесь можно увидеть великолепные паркеты из драгоценных пород дерева, роскошную старинную мебель, оригинальные светильники и часы, картины знаменитых мастеров, прекрасные шпалеры и гобелены. Неслучайно большой знаток истории Царского села Э. Голлербах в одной из своих книг писал: «Весь мир, кажется, содействовал убранство сего дворца: Италия редкими мраморными образцами резца и мозаичными полотнами. Южная Америка и индия устлали паркет драгоценными породами дерева и блестящим перламутром.
Пруссия доставила свой янтарь. Китай и Саксония, изготовили для царских чертогов свой знаменитый фарфор. Тибет предоставил редких, дивных своих истуканов, древние роскошные уборы, сосуды. Франция – лионские шелка, картины, мебель. Англия – изделия Веджвуда, медальон господина Флаксмана». А от себя добавлю – Россия предоставила сибирское золото, уральские яшмы, агаты и афганский лазурит.
Восстановление этого чуда длилось почти четверть века. Комната, первоначально называвшаяся Янтарным кабинетом, была подарена Петру I в 1715 году прусским королем Фридрихом Вильгельмом. Петр I, в свою очередь, отблагодарил короля за «янтарные штучки» тем, что направил в Пруссию для королевской гвардии 248 рослых солдат. Янтарная комната площадью 97 квадратных метров отделана двадцатью двумя янтарными панно и имеет многочисленные украшения, вырезанные из этого минерала.
Все, кто видел этот шедевр после восстановления, единодушны во мнении: янтарь рождает вокруг себя благодатную ауру. Здесь, в этом дивном помещении, тысячи кусочков янтаря, подсвеченные электрическим светом, горят, как сотни маленьких звезд. А чтобы подчеркнуть мягкую глубину золотых потоков света, по всему периметру зала установлены небольшие мозаичные картины.
Тема этих флорентийских мозаик – «Аллегория пяти телесных чувств». Теофил Готье, видел Янтарную комнату в XIX веке, писал: «Глаз, не привык видеть янтарь в таких количествах, захвачен и удивлен богатством и мягкостью тонов, пронизывающих всю гамму золотого света – от огненного топаза до светло-лимонного цвета». На воссоздание этого шедевра ушло шесть тонн высококачественного ювелирного камня, из них 80% ушло в отходы во время резки и полировки. Восстановление обошлось в 12 миллионов долларов. Этот факт занесен в Книгу рекордов Гиннеса.
Старинные парки Пушкина – Екатерининский, Александровский и Баболовский – хороши во все времена года. Во всех этих парах присутствует духовная аура, обязана своим появлением творчеству Ломоносова, Жарковского, Пушкина, Лермонтова, Есенина, Гумилева, Ахматовой, часто бывавших здесь. Своим творчеством они сумели вдохнуть жизнь даже в неодушевленные шедевры. Лучший пример этому – статуя «Девушка с разбитым сосудом» (скульптор П. Соколов), которой Пушкин посвятил четверостишие.
Поэт говорил о переживаниях юной девы, разбившей сосуд с водой, и тем самым оживляет бронзовое изваяние. И уже не только Пушкин, но и Ф. Анненский, А. К. Толстой, Э. Голлербах, В. Рождественский посвятили «деве» свои строки. Дух Пушкина незримо осенил райский уголок Екатерининского парка – Камеронову галерею. Морейскую и Чесменскую колонны, озера и вековые дубравы.