Зимний Дворец Петра I – самый молодой и наименее известный музей, связанный с жизнью великого преобразователя и первого императора России, Петра Алексеевича из династии Романовых. Несмотря на это, экспозиция первых палат монарха заслуживает самого пристального внимания, ведь в небольших комнатах, чудом открытых только в конце XX в., находится огромное количество экспонатов, принадлежавших непосредственно Петру I и обладающих собственными интереснейшими историями.
Проект петровских «малых палаток», как называл их сам хозяин, был разработан немецким архитектором Георгом Иоганном Маттарнови при личном участии императора в 1715 г. Новая резиденция не отличалась величием залов или пышностью убранства, однако в каждом предмете сказывались добротность и практичность, высоко ценимые государём.
С 1719 г. на место скончавшегося Маттарнови приходит архитектор Николай Фёдорович Гербель. Прежний Зимний дворец, напоминающий о бюргерских жилищах, фактически становится восточным крылом обновлённых «малых палат». Помимо жилых помещений в акватории нового канала «Зимней Канавки» и на территории, прилегающей ко дворцу, проектируют гаванец (небольшую гавань для знаменитого Ботика) и эллинг.
Здание Зимнего дворца Петра Великого закладывает основы ансамблевого зодчества, воцарившегося в Петербурге на следующие несколько десятков лет. 24 ноября 1723 г. по случаю окончания строительства Пётр I устраивает торжественную ассамблею с фейерверком.
Сам император с 1720 г. живёт и работает в комнатах Зимнего дворца. Здесь же он встретит смерть в 1725 г.
После ухода из жизни Петра I дворец последовательно преобразовывался новыми хозяйками: при Екатерине I перепланировкой и расширением здания занимался знаменитый Доменико Терезини. В последующие годы происходили незначительные переделки, интерьер «подгонялся» под нового монарха, Петра II.
С 1731 г. августейшие особы уже не дарили вниманием любимых комнат Петра I, используя их для различных нужд. А с 1749 г. в петровских залах указом императрицы Елизаветы воцаряется лейб-компания, капитаном коей была сама императрица.
В 80-х гг. XVIII в. следующая монархиня, Екатерина Великая, повелевает начать работы по возведению Эрмитажного театра. Джакомо Кваренги становится главным архитектором проекта и, ввиду большой спешки, оставляет фундаменты петровских покоев в первозданном виде, возводя на их основе новый оплот национальной культуры. А «малые палатки» были похоронены на долгие двести лет. Поиски последних палат Петра во времена правления Николая I были безрезультатны.
История современной экспозиции началась только в конце 70-х гг. XX в. , когда научным сотрудникам Эрмитажа удалось обнаружить границы зимних палат Петра. Кропотливая работа исследователей и документоведов позволили восстановить пределы исторических помещений и вычленить отдельные этапы строительства.
Колоссальная работа учёных-реставраторов, сотрудников Государственного Эрмитажа и историков по восстановлению исторического облика хором первого российского императора была окончена лишь 1992 г. В настоящее время «потайной» дворец является филиалом Государственного Эрмитажа, а посетить его может любой желающий.
Фасады здания императорского Зимнего дворца, ранее обращённые окнами на водные просторы Финского залива, Большой и Малой Невы, сейчас сокрыты под землёй, как и само историческое здание, вмещающее уникальный музей. Однако, на внешнем фасаде театра, обращённого к Зимней канавке, на подземной части здания и во внутренних помещениях остались музеефицированные части стен, кирпичной кладки и окрашенных поверхностей XVII века.
Во внешней, «уличной» части подземной экспозиции посетители смогут увидеть часть фасада с пятью арками и реконструированный дворик, половина которого покрыта кирпичом, как при Петре, а другая – булыжником. Рядом выставлены личные коляска и санки императора.
Внутренние помещения музея часто удивляют посетителей небольшими размерами комнат и отсутствием характерного для палат Эрмитажа обилия золочёных деталей, лепнины и предметов роскоши. Дело в том, что в покоях "палаток" проступает настоящая личность Петра Великого – реформатора, труженика, корабела. Все предметы функциональны, качественны, практичны. Многие изготовлены по личным замерам и эскизам императора.
Площадь большинство комнат (кроме Большого и Углового залов) «малых палаток» не превышала 18 м², а сами покои по расположению и величине точно воссоздавали адмиральский блок на 100-пушечном корабле. Действительно, в Зимнем дворце Петра I воплотилась вся натура державного корабела, проступил облик деятельного и трудолюбивого хозяина.
Гостям доступны 5 восстановленных помещений, заполненных личными вещами императора.
В рабочем кабинете Петра I наиболее примечательным экспонатом является конторка, выполненная в соответствие с ростом императора. Монарх предпочитал работать стоя. На стене висит янтарное зеркало, подарок Прусского короля. Ещё один артефакт – чучело комнатной собачки императора, выполненное по его заказу. На ошейнике пса гравировка «За верность не умирают».
Токарня Петра Великого - настоящая лаборатория токарного дела. Помимо высокоточного станка в комнате содержатся 160 резцов монарха и изящные измерительные инструменты. Так же в Токарне можно увидеть корабельный компас, уникальную шкатулку-сейф (подарок Саксонского курфюрста и Польского короля) и коллекцию тростей императора. Трости - эталон практичности. В одной находится аршин с мерами разных государств, чтобы можно было сразу замерить заинтересовавший объект, механизм и т.д.; в другой – подзорная труба.
Исторически столовая находилась в другом помещении, однако интерьер воссоздан с замечательной точностью. На столе, по традиции XVIII в. покрытом ковром, находятся обычные для Петра фрукты, бокал с крышкой и бутылка красного вина 1725 г. Вероятно, во время возведения палат какой-нибудь рабочий приложился к горлышку, а потом «скрыл следы преступления», замуровав бутылку в кирпичной кладке, где она и была обнаружена 3 столетия спустя.
В бывшей кордегардии (караульном помещении) выставлена знаменитая восковая Персона, изображающая Петра Великого, изготовленная по заказу супруги монарха для доказательства правомочности её правления. Великолепная работа Карло Растрелли, увенчанная париком из волос самого Петра I, наводила ужас на царедворцев, ведь остроумный скульптор снабдил локтевые и коленные сгибы шарнирами, чтобы можно было менять положение рук и ног Персоны. В левой руке восковой император держал указ о престолонаследии, а сверкающие глаза посмертного портрета, отлитые из золота, внушали почтительный трепет ропщущим интриганам.
В чулане истопника можно увидеть систему отопительных печей и дымоходов, где сохранилась сажа XVII в. В одном из помещений находятся портреты детей и супруги императора Петра I.
Зимний дворец Петра I находится по адресу: Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, дом №32 и открыт для посещения со вторника по воскресенье. Часы работы: с 10-30 до 18-00; в среду и пятницу: с 10-30 до 21-00. Выходной: понедельник.
Туры в Санкт-Петербург в составе сборных групп — это экономичный вариант увлекательного путешествия в Петербург для индивидуальных туристов. У туристов есть возможность выбрать отель, категорию номера, экскурсионную программу и длительность поездки согласно своим интересам и планируемому бюджету.
Программы для небольших компаний, семей или одиночных туристов. Формируется полностью индивидуальный график - экскурсии, проживание, питание, гиды, аренда транспорта. Организация туристических поездок и культурных программ любого уровня сложности. Персональный гид, транспорт и индивидуальное обслуживание для Вас.