Крейсер «Аврора» — один из главных символов Северной столицы. Сейчас это музей, но создавалась «Аврора» как полноценный боевой корабль. Он принимал участие в двух войнах: против Японии в 1904—1905 годах и в Первой мировой в 1914—1918 годах, а по их завершению сыграл важную роль в Октябрьской революции.
«Аврора» унаследовала свое имя от фрегата-парусника, который в 1854 году сыграл ключевую роль при защите Павловска-Камчатска. Его тезка сошла со стапелей в 1900 году.
Глубина осадки «Авроры» составила 6.4 метра, длина — 126.8 метра, ширина — 16.8 метра. Водоизмещение судна достигало 7130 тонн, плотность брони — 63.5 миллиметра на палубе, 152 миллиметра на рубке. Максимальная дальность корабля составила 4000 морских миль, он был способен набрать скорость вплоть до 19.2 узлов. В экипаже «Авроры» числились 570 человек, 20 из них офицеры.
6.4 миллиона рублей — в такую сумму вылилось строительство судна на Балтийском заводе. Потребность в пополнении флота возникла у России как следствие напряженной международной обстановки: сначала имело место противостояние с Британской империей, а потом в регионе Балтики стала нарастать германская угроза.
К Императорскому флоту «Аврора» присоединилась в 1903 году. В 1905 году крейсер принимал участие в сражении при Цусиме, в результате чего оказался сильно поврежден. Более 80 моряков были ранены или погибли. По возвращении в Россию «Аврора» перешла в вооруженный резерв. Ее восстанавливали на Франко-русском заводе в Петербурге.
До начала Первой мировой судно неоднократно выходило в спокойные плавания, а в 1914 году в совокупности с остальными силами Балтийского флота перешло в режим полной боевой готовности. В 1915 году на его борту заменили вооружение, а в 1916 году приступили к капитальному ремонту.
Во время Февральской революции судно служило местом заключения арестованных агитаторов. Чтобы предотвратить недовольство экипажа, агитаторов убрали с «Авроры» после слухов о том, что крейсер будет превращен в тюрьму на плаву. Однако мятежа избежать не удалось: матросы восстали, свергли офицеров и прекратили службу на судне.
Ремонт корабля замедлился. За соблюдением демократических прав моряков теперь следил судовой комитет, в котором большевики имели значительный вес. Они устраивали на борту митинги и сходки практически ежедневно.
Благодаря оппозиционерам по завершении ремонта «Аврора» не отправилась на морские испытания, а осталась в столице на момент старта Октябрьской революции. 25 октября — в этот памятный день ее артиллерия дала по Зимнему дворцу залп, который послужил сигналом к его штурму и деморализовал сторонников монархии. По завершении ремонтных работ крейсер был переведен в Кронштадт.
В составе Балтийского флота СССР «Аврора» стала первым боеспособным кораблем. Орденом Красного знамени ее наградили в 1927 году. В несамоходную учебную базу судно переклассифицировали по причине износа в 1935 году. На протяжении Второй мировой войны корабль входил в кронштадтскую систему ПВО.
На Большую Невку, на перманентное место стоянки, «Аврору» подвели в 1948 году. Филиал Военно-морского музея на ее борту начал действовать в 1956 году. В 1960 году легенда флота получила статус памятника, находящегося под охраной государства. В 1968 году «Аврора» удостоилась ордена Октябрьской революции, причем на поверхности ордена было размещено ее же изображение. С 1984 по 1987 годы крейсер подвергся капитальному ремонту.
С 2014 по 2016 год прошел еще один ремонт, в связи с чем экспозицию временно перенесли в Центральный военно-морской музей. После повторного прибытия «Авроры» на ее стандартное место для посетителей открыли шесть тематических блоков экспозиции и девять залов. Туристы получили возможность осмотреть новые помещения: уголок священника, врачебный кабинет, кабинет офицеров.
На крейсере «Аврора» внимание экскурсантов привлекают следующие объекты:
Крейсеру посвящено множество песен и стихов. В 1967 году его изображение отчеканили на юбилейных монетах достоинством 10, 15 и 20 копеек. Корабль неоднократно изображали на почтовых марках СССР и зарубежных государств. Про «Аврору» снят одноименный мультфильм, а также она появляется в киноленте «Крейсер Варяг».
Крейсер «Аврора» стоит на якоре на Петроградской набережной. Эта достопримечательность принимает посетителей ежедневно, за исключением понедельника и вторника. Он открывается в 11.00, касса работает до 17.15, закрытие происходит в 18.00.