«Медный всадник» — это памятник Петру I. Он расположен на Сенатской площади в Петербурге. Выбор места неслучаен. Недалеко от него находится Адмиралтейство, созданное Петром I, и здание Сената. Памятник считается символом города.
«Медный всадник» создан по инициативе Екатерины II. А. М. Голицын доверился мастерам Дидро и Вольтеру, а они рекомендовали Этьена-Мориса Фальконе. Скульптор давно мечтал создать грандиозный памятник. Вначале он сделал восковой эскиз. После того как Екатерина II одобрила модель, в 1766 году он принялся за работу над гипсовым монументом. Над созданием головы трудилась ученица Фальконе Мари Ан Колло. Но скульптор посчитал ее работу несовершенной и внес небольшие изменения. Он сделал взгляд Петра более осмысленным и сильным. В результате императрице понравилась работа, и она назначила ученице пожизненную пенсию. Екатерина II хотела установить монумент в самом центре Сенатской площади. Но Фальконе поставил его ближе к Неве. «Медный всадник» был готов в 1782 году, и 18 августа по новому стилю состоялось его открытие. Оно было приурочено к 20-летию царствования Екатерины II и 100-летнему юбилею вступления на престол Петра.
Название «Медный всадник» придумал А. С. Пушкин. Он стал автором одноименной поэмы. Она была написана через 11 лет после открытия памятника всего за 25 дней. Но император Николай I запретил ее, и она была опубликована только после смерти поэта. Почему? В ней высмеивались неповоротливость государства и державные идеи. На передний план вышли интересы простых людей. Существует несколько версий, согласно которым бронза «превратилась» в медь. Во-первых, таким образом Пушкин снизил величие Петра. Ведь, на первый взгляд, медь кажется блестящей и роскошной. Но ее содержание не слишком дорого. Во-вторых, медь — это намек на твердолобость и упрямство императора. В-третьих, в то время авторы часто взаимозаменяли слова «медь» и «бронза».
«Медный всадник» — это первый памятник в России. Установка противоречила православным канонам. Но при жизни Петр не высказывал возражений. Сразу же после установки монумента в среде старообрядцев возникло много легенд. Одна из них, что «Медный всадник» связан с апокалипсисом: едет он на коне, несущем смерть. Современники писали, что сооружение действительно вселяло ужас. Казалось, что Петр въехал на постамент прямо на глазах. Император Александр Павлович хотел вывезти его в Вологодскую губернию. Но капитану Батурину приснился странный сон: якобы Петр на скакуне явился самому государю и был недоволен тем, что стало с империей. Но он уверил, что, пока статуя на месте, городу нечего бояться. И Александр отменил свое решение.
Не только Пушкин описал «Медного всадника» в литературе. Его образ использовали и другие авторы. Среди них — Достоевский с романом «Подросток», Белый и его «Петербург», Андреев и «Роза Мира». Были выпущены памятные монеты с изображением «Медного всадника». Он изображен и на марке России.
Поехать в Санкт-Петербург и посмотреть на «Медного всадника» и другие памятники можно всегда. Но погода бывает коварной, поэтому лучше свериться с прогнозом. Сильные ветры и снегопады могут сильно испортить осмотр достопримечательностей. Летом в городе очень много туристов. Начало осени и конец весны — лучший вариант. Санкт-Петербург становится особенно привлекательным. Идеальное время для фотографий. В конце осени он мрачен: зелени уже нет, а земля еще не укрылась пушистым снегом. В морозную погоду здесь очень красиво. И памятник выглядит по-настоящему грозно.