Родоначальник Музея фарфора, Императорский завод, за свою 275-летнюю историю 5 раз сменил название. Что оставалось неизменным – это качество тончайших изделий и оригинальность оформления роскошных экземпляров, сохраняющих и фиксирующих неуловимое веяние времени. Коллекции бережно сохранялись на протяжении сотен лет в Музее ИФЗ.
Секрет создания «белого золота» долго не давался отечественным мастерам. Сам Пётр I безуспешно отправлял агентов промышленного шпионажа на европейские фабрики. Однако производство удалось наладить лишь в середине XVIII в.
"Отцом русского фарфора" стал Дмитрий Иванович Виноградов, специалист по горному делу. Дмитрий Иванович разработал состав порцелина, глазури, красок, проекты печей для обжига и методы формовки готовых изделий, создал научный труд «Обстоятельное описание чистого порцелина», ставший учебником для всех подобных мануфактур России.
Годом открытия ИФЗ следует считать 1744 г. Указом императрицы Елизаветы была создана Невская порцелиновая мануфактура. Благодаря открытиям Виноградова с 1750 г. в ассортименте появляются мелкие бытовые предметы: пуговицы, трубки, чашки; а с 1756 г. и более крупные вещицы: сервизы, вазы, статуэтки и т.д.
В 1844 г. указом Николая I на базе фабрики открыт музей - событие, приуроченное к 100-летнему юбилею завода. В конце XIX в. Александр III, приверженец «фарфорового дела» распорядился об изготовлении дубликатов каждого августейшего заказа с целью пополнения фондов музея, созданного дедом правящего монарха.
Сразу после Революции 17 года ИФЗ и коллекции национализируют. Перед новым руководством стоит задача переставить буржуазное производство на агитационные рельсы. Пролетарский фарфор должен объединять революционное содержание с безупречным техническим исполнением.
Музей бывшего Императорского завода, переименованного в 1917 г. в Государственный, а в 1925 – в Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова, последовательно пополняется экспонатами. Становление советской эстетики чётко прослеживается в экспозициях этих лет. Авангардизм и сталинская роскошь сменяется чётким лаконизмом и поиском новых форм. Формируются индивидуальные стенды мастеров: М. Адамовича, К. Малевича, Н. Суетина и других.
В начале Великой Отечественной войны хрупкие экспонаты совершают путешествие в город Ирбит Свердловской области.
В послевоенные годы коллекциям угрожало перераспределение в фонды и переезд в здание Русского музея. Администрация и коллектив Музея ИФЗ с трудом склонили чашу весов в сторону сохранения экспонатов в родных стенах. Второй раз вопрос о передаче собрания Русскому музею возник на рубеже XX-XXI вв., когда ФЗ отошёл к иностранным фондам. Экспонаты остались на заводе уже благодаря директору Государственного Эрмитажа.
В настоящее время единственная в мире коллекция порцелина с почти трёхвековой историей находится на четвёртом этаже современного ИФЗ, является филиалом Государственного Эрмитажа и доступна для посещения всем желающим.
Архитектура производственного городка скромна и функциональна. Старый корпус представляет собой длинное двухэтажное здание фабричного типа. Музей Императорского фарфорового завода находится в одном из обновлённых корпусов на четвёртом этаже. У входа можно увидеть мемориал в честь Д.И. Виноградова - фрагмент мельничного жёрнова, возможно являющийся символом того, как быстро и беспощадно была перемолота жизнь талантливого учёного.
Экспозиции расположены в трёх залах. Первый зал содержит экспонаты, подаренные членам императорской семьи и являющиеся эталонными в XVIII веке, когда развивались российские порцелиновые фабрики. Это знаменитый китайский фарфор, муранское стекло, мейсенские и севрские изделия и т.д.
Второй зал знакомит посетителей с перипетиями развития отечественной порцелиновой мануфактуры до 1917 г. Удивительная экспозиция наглядно представит череду сменяющих друг друга монархических династий через эволюцию эстетических решений фабричных мастеров. Здесь же находится непритязательная на вид четырёхугольная чашка – первый удачный образчик, полученный Д.И. Виноградовым в XVIII в.
В третьем зале отражены достижения советского производства. Контраст между вторым и третьим залом в полной мере отражает излом народного сознания, произошедший в роковые революционные годы, отображает важнейшие идеологические и творческие аспекты социалистического прошлого России.
Ценность представленных экспонатов неоспорима не только для коллекционеров. В росписи и формах порцелина, изготавливаемого на протяжении почти 3 веков, сокрыта информация о значимых событиях, областях знаний и интересов общества XVIII-XX веков, гражданской и военной моде, эволюции и истории России и т.д. Здесь можно увидеть:
Музей Императорского фарфорового завода г. Санкт-Петербурга находится по адресу: проспект Обуховской обороны, дом №151 и работает со вторника по воскресенье. Часы работы: с 10-30 до 18-00; среда и пятница: с 10-30 до 21-00. Выходной: понедельник.