Князь Меншиков действительно знал толк во дворцах, ведь его дворец в этом комплексе занимает центральное положение. Но не только сам дворец, а весь комплекс можно назвать уникальным. Ведь то, что мы видим, за исключением нескольких реставраций, не претерпело изменений и сохранило свой первозданный вид с петровских времен. И если некоторые постройки хоть сколько-нибудь изменились (например, катальную горку уже увидеть не получится), то дворец может перенести нас своей атмосферностью прямо в 18-й век.
Интересный момент: шикарные дворцы и размах их убранства должны сулить владельцам роскошную жизнь, но в случае с этой семьей все произошло ровно наоборот. В настоящее время во дворце проводится интерактивная экскурсия, которая наглядно и поэтапно показывает все периоды жизни этого строения — менялись владельцы, менялись ценности, менялись судьбы.
Князь Меншиков находился при правлении Петра I в довольно завидном положении, и ни у кого даже не возникало мысли относительно того, что расположение царя будет утеряно. Поэтому князь рассчитывал все со стратегической точностью: сначала нужно получить хорошее место, затем возвести там сооружение, которое прослужит потомкам, далее обустроить его как можно богаче. И после этого жить в свое удовольствие при царе.
Ораниенбаум был летней резиденцией семьи, так как для городской жизни Меншиков уже озаботился приобретением городской резиденции на Васильевском острове. Над созданием городской резиденции работал тот же зодчий, но при проектировании нового дворца перед ним уже стояли более сложные и амбициозные задачи.
План выглядел вполне реальным и адекватным, учитывая позицию, которую занимал приближенный царя, и его возможности. Строительство началось в 1710 году, через пару лет после того, как князь получил земли на берегу Финского залива. Относительно названия Ораниенбаума ходят легенды, но чаще всего упоминается апельсиновое дерево, которое и изображено на гербе. Таким названием было никого не удивить во времена Петра, когда прозападничество успешно культивировалось и поощрялось. Остатки предполагаемых теплиц до сих пор можно заметить на территории парка, поэтому такая версия кажется весьма правдоподобной.
Меншиков не был намерен мелочиться и хотел сделать свой дворец поистине роскошным, поэтому к строительству были привлечены самые талантливые и известные зодчие — например, Джованни Мария Фонтана. Дворец строился очень долгое время, поэтому через несколько лет после начала строительства эта важная миссия была передана другому архитектору, а именно Иоганну Готфриду Шеделю, который и завершил строительство спустя 15 лет после его начала.
По нашим меркам строительство заняло очень много времени, но в те времена нельзя было сказать, что это долго. С другой стороны, владельцы не ждали окончательного завершения строительства, прежде чем начать здесь отдыхать. Совсем нет. Во дворце было примерно 76 комнат, и несмотря на то, что в целом он был не закончен, в это время его уже посещали представители знати. Здесь устраивались излюбленные Петром ассамблеи и празднества.
Отдельную главу жизни усадьбы представляет собой строительство Нижнего сада, который был любим всеми посетителями не менее, чем основное сооружение. Через этот сад можно было отправиться на лодочную прогулку по Финскому заливу. Огромный, занимающий площадь около пяти гектаров сад изобиловал плодовыми деревьями, что вызывало немалый восторг. Здесь можно было найти как привычные нам овощи и фрукты, так и их экзотические виды, которые выращивались в теплицах.
Сама конструкция дворца детально продумана и интересна. Например, основной корпус — двухэтажный, но к нему присоединялись два одноэтажных павильона — японский (потому что там хранился дальневосточный фарфор) и церковный (потому что там располагалась придворная церковь). Фасад в длину составлял более 200 метров! Даже из описания очевидно, что дворец был абсолютно роскошным сооружением, особенно по тем временам. Кроме того, он расположился на возвышенности и как будто бы «смотрел» на Финский залив, а такое местоположение можно даже назвать стратегически важным и выгодным.
Конечно, на внутреннем убранстве дворца было сосредоточено неменьшее внимание: кожаные обои с золотой росписью, дорогие ткани и отделка мрамором, паркет из дорогого дерева, украшенные шикарными плафонами потолки. Здесь можно было увидеть самые «выставочные» картины и самую утонченную посуду. Одним словом, дом был богат.
Как нам известно, в 1725 году в связи с кончиной Петра Великого престол заняла его супруга Екатерина I. Меншиков в данный период находился на пике своей карьеры и уже занимал такое положение, что даже назвать его правой рукой Петра будет преуменьшением. Фактически он управлял страной, но перестановка политических сил пошатнула его планы — уверенность в расположении Петра II была ложной.
Это время можно назвать временем расцвета усадьбы, ведь Меншиков проводил здесь большую часть своего времени. Большую популярность имел досуг, который предпочитал и сам Петр, — это охота, различные увеселения и травля зверей (благодаря особенностям лесной фауны — здесь водились редкие животные). Резиденция гремела на весь Петербург. Меншиков не раз приглашал Петра в свою летнюю резиденцию на охоту и увеселения, которые были царю по душе. Об этом свидетельствуют в том числе и исторические данные, в которых содержится упоминание о пребывании императора в резиденции в течение нескольких летних недель 1727 года. После этого владелец усадьбы ожидаемо получил новое звание и чин генералиссимуса и полного адмирала, да и вся его семья стала еще почетнее и желаннее для двора.
Естественно, это подпитывало убеждение Меншикова в непоколебимости его авторитета и статуса у государя. А расположение молодого императора длилось недолго, и уже в начале осени все звания были отобраны, а вся семья Меншикова сослана.
На этом история дворца могла бы и закончиться, но этого не произошло. Прошло какое-то время, и он был передан сначала во владение Канцелярии, а затем — Адмиралтейств-коллегии. Конечно, новоселы не могли поддерживать внутреннее состояние дворца и территорию близ него в должном состоянии, поэтому постепенно все растаскивалось и приходило в упадок. Кульминация произошла примерно в 1737 году, когда дворец заняло отделение Морского госпиталя, а в павильонах расположился профильный театр и отделение хирургии.
Новая жизнь дворца началась после передачи его во владение Петру III с его семьей в 1745 году. Очевидно, что пребывать в запущенной и разрушенной резиденции было посредственным удовольствием, поэтому за дело реабилитации строения взялся именитый архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Усадьба снова зажила: были украшены ворота, посреди двора расположился бассейн, были сооружены фонтаны в саду, заменены решетки, переделана лестница, которая сейчас является одним из выдающихся фрагментов ансамбля. От прежнего убранства мало что осталось, поэтому отделка и меблирование осуществлялись заново, учитывая современные тенденции. Комнаты дворца отделали и меблировали вновь с учетом всех веяний моды.
Таким образом, дворец обрел новую жизнь, но, как позже покажет сводка событий, и этой семье роскошная усадьба не принесла счастья. Размолвка Петра и Екатерины заключалась в первую очередь в отсутствии теплых чувств. У Петра была возлюбленная Елизавета, но, чтобы с ней воссоединиться, необходимо было как-то избавиться от жены. Никто не ожидал, что Екатерина выйдет из этой ситуации победительницей — именно здесь, в 1762 году Петр отказался от престола. Как мы знаем, закончилось эта история очень плохо: Екатерина, взойдя на престол, жестоко сжила супруга со света.
Для самого Петра пребывание в Ораниенбауме было сродни празднику, ведь усадьба находится за городом, где можно избежать влияния родственников и общения с элитой, придворной знатью. Здесь Петр сосредоточился на общении с солдатами и офицерами, от которых он многое перенял.
Но того же нельзя сказать о Екатерине — ей этот дворец был не нужен и не интересен, поэтому долгое время он стоял без дела, а впоследствии был передан Морскому кадетскому корпусу. В связи с использованием дворца «не по назначению» внутреннее убранство снова пришло в негодность.
Таким образом, дворец жил в ритме качелей: сначала расцвет, потом упадок, затем снова расцвет. Следующая трансформация дворца была реализована Александром I, так как эта усадьба была дарована ему отцом. Но сам он здесь не жил, здесь поселилась семья его брата, которая, к слову, действительно реанимировала усадьбу и привела ее в исконный вид. Так или иначе, вплоть до революции здесь обитали потомки Михаила Павловича. Естественно, ремонт пришлось делать заново. Как обычно, с привлечением именитых зодчих — в этот раз Карла Росси и Андрея Штакеншнейдера.
После революции здание дворца снова заняли утилитарные учреждения — техникум, госпиталь и военно-морское ведомство. Во время Великой Отечественной войны дворец остался цел, в отличие от многих других сооружений, и это можно назвать настоящим чудом! И тем не менее прежнего энтузиазма возможность его облагораживания не вызывала. Только в 1995 году началась реставрация, а в 2011 году дворец был открыт для посещения, это приурочили к 300-летию Ораниенбаума.
Приглашаем посетить Вас всемирно знаменитые дворцово-парковые ансамбли, опоясывающие Санкт-Петербург: Петергоф (Петродворец) с уникальным Нижним парком, в котором есть не только 4 каскада и 150 фонтанов, но и Большой Императорский дворец, множество малых дворцов и музеев; Пушкин (Царское Село), с Восьмым чудом Света - Янтарной комнатой, расположенной в Екатеринискоим дворце, и большим количеством парков и павильонов; Павловский дворец и парк, который Жаклин Кеннеди назвала главной жемчужиной в ожерелье Петербурга; город военно-морской славы - Кронштадт, с уникальным Морским собором; и остальные пригороды - Гатчина, Стрельна, Ораниенбаум ...