Церковь святого Александра Невского была построена в стиле неоготики при императрице Александре Федоровне. Там все было очень «маленькое, уютное, удобное и милое». А еще очень готическое. И венцом этого готического заповедника стал православный храм, прозванный капеллой.
В первой половине XIX века в Петербург пришла мода на неоготику. Типичный ее пример — церковь в Шуваловском парке.
Решил не отставать от моды и тогдашний самодержец Николай I. Меж двух царских резиденций — Стрельной и Петергофом — на месте Охотничьего парка Анны Иоанновны по его заказу строится еще одна императорская дача — Александрия. Названа она была так в честь супруги Николая — Александры Федоровны. Собственно, для нее она и возводилась. Это был подарок царя жене на 30-летие. Сам день рождения отмечался на родине Александры (урожденной принцессы Фридерики Луизы Шарлотты Вильгельмины Прусской) в Берлине. Но вскоре после торжеств российский император заторопился в Петербург «по делам». Одним из дел как раз и была подготовка Александрии.
Когда Александра Федоровна вернулась в Россию, ее ждал сюрприз — новенький коттедж (в переводе с английского — просто загородный дом), совмещавший в себе дух старушки Англии и неоготики. Супруга императора стала хозяйкой новой резиденции и прилегающего к ней парка. Она была в восторге. Подарок пришелся ей по душе. Прежде, проводя летние месяцы в Петергофе, императрица чувствовала себя неуютно в его «тяжеловесной позолоте».
С тех пор все венценосное семейство стало проводить теплые деньки в Александрии. Николай I распорядился выстроить рядом с коттеджем домовую церковь.
Место для придворной церкви Николай I выбрал лично — в западной части парка. За строительством молельни наблюдал тот же архитектор, что спроектировал коттедж, — Адам Менелас. Правда, довести работу до конца он не успел. После его смерти надзор продолжил Иосиф Шарлемань. А вот спроектировал необычную церковь архитектор из Пруссии Карл Шинкель.
Хоть в жилах российских императоров и текла немецкая кровь, почти все они были православными до мозга костей. Этим отличался и Николай I, как и русским патриотизмом. Он даже заставлял придворных дам ходить в нарядах, стилизованных под традиционные русские платья.
А его придворный храм стал симбиозом западного стиля и исконно русского содержания. Карл Шинкель выполнил церковь в лучших традициях неоготики: с островерхими башенками, пиками, статуями святых и ангелов, что характерно для католической традиции. В ней нет ничего от округлости православных храмов с их куполами-маковками. А из-за круглых окон-роз со стрельчатыми стеклами и витражами нынешние туристы называют церковь петергофским Нотр-Дамом, памятуя о кафедральном соборе Парижа.
Строительство церкви закончилось в 1834 году. 3 июня она была освящена в честь святого благоверного великого князя Александра Невского и сразу стала любимым местом для моления у семьи самодержца. Внутри помещалось от силы человек двадцать. Юрий Тынянов в одной из своих повестей называет это строение «малютка-храмик». В народе же прижилось другое именование — Готическая капелла. Все-таки внешне она никак не походила на православный храм. Зато внутри это было чистое православие с иконами, небесно-голубым потолком и позолотой.
С Готической капеллой тесно связана судьба еще одной русской императрицы — Марии Федоровны, супруги Александра III и матери Николая II.
В 2006 году Готическая капелла уже была готова к приему высоких делегаций. Но прежде, в XX веке, пережила нелегкие времена.
После революции ее, как и многие другие храмы, закрыли. Два года она стояла без дела. Потом в ней открыли музей, но он тоже проработал недолго. Здание закрыли на капитальный ремонт, который закончился в 1933 году. Тогда в бывшей церкви открылась экспозиция об истории всего дворцово-паркового комплекса Александрия.
Капелла сильно пострадала во время Великой Отечественной войны. Еще в 1941 году в тех местах прошла высадка советского морского десанта, пытавшего прорвать блокаду Ленинграда, но все бойцы погибли. В ходе сражения снаряды не раз попадали в капеллу.
Послевоенная реставрация затянулась до 1999 года. С 2003 по 2006 год ремонт повторился, после чего церковь была освящена, но действующим храмом она так и не стала.
В Александрии не только основной дворец — коттедж и домовая церковь — и капелла были выполнены в готическом стиле. Вокруг можно было встретить много других элементов в том же стиле: скульптуры, караулки, беседки и даже готические каменные диваны с высокими спинками. До наших дней сохранились несколько объектов:
Адрес: ГМЗ «Петергоф», парк «Александрия»
Часы работы: со вторника по воскресенье, с 10:30 до 18:00
Выходной: понедельник
Каждый год в Государственном музее-заповеднике "Петергоф" проходят два уникальных праздника - "Праздник открытия фонтанов" в мае и "Праздник фонтанов" в сентябре. Майский праздник, в отличие от сентябрьского, проходит днем и представляет из себя торжественное театрализированное представление на Большом каскаде, посвященное началу летнего сезона, началу сезона незабываемого зрелища петергофских фонтанов.
Ежегодно, в середине сентября, у всех посетителей Петергофа есть возможность на несколько часов стать участниками потрясающего мероприятия. Традиционный праздник закрытия фонтанов – красочное зрелище, которое организаторы не перестают совершенствовать, раз за разом превнося в торжество нечто новое.