Александровский дворец - величественное здание Дж. Кваренги в палладианском стиле - с момента постройки пользовался неизменной благосклонностью особ императорской фамилии. За более чем двухсотлетнюю историю он сменил множество хозяев, однако наибольшую известность дворец приобрёл в качестве официальной резиденции последнего российского императора Николая II.
Отношения великой императрицы Екатерины II и её сына, будущего императора Павла I, нельзя было назвать сколь-нибудь тёплыми. Однако подобная холодность не сказалась на любви Екатерины к внуку Александру. Монархиня, изучавшая современные педагогические подходы, в полной мере воплощала их в воспитании внука. Она холила и баловала Александра и даже собственноручно скроила для малыша детский комбинезон, о котором была самого высокого мнения.
Не удивительно, что на свадьбу любимца императрица придумала особенный подарок, воплощение которого было поручено придворному архитектору Джакомо Кваренги. Екатерина недвусмысленно указала, что для Александра надлежит построить дворец императорский, а не великокняжеский. Воплощение проекта содержало очевидный парадокс: Новый Царскосельский дворец не должен уступать великому творению Расстрелли – Большому Екатерининскому, но и не должен соперничать с ним. Великий Кваренги достойно справился с задачей – Александровский дворец поражает не размерами, но античным величием, строгой гармонией линий и благородством пропорций.
В 1792 году был заложен первый камень в основание Нового Царскосельского дворца. Инженерные работы велись под руководством братьев Нееловых. Спустя четыре года строительство было завершено. Ещё в мае 1796 года бабушка Александра I давала последние распоряжения о необходимых изменениях, а уже в начале июня юная великокняжеская чета (Александру было 16, а Елизавете 14 лет) переступила порог дворца, который с тех пор именовался Александровским.
Кваренги, проектирующий внутренние интерьеры замка, принял решение в пользу создания вдоль садового фасада анфилады равновеликих гостиных. Классическая простота и величественность интерьеров, элегантное сочетание строгого белого и царственного золотого, избыток света и воздуха придавали внутренним помещениям дворца воздушность и изысканность. В результате перестроек, предпринятых следующими хозяевами Александровского дворца, многие интерьеры работы Кваренги сохранить не удалось.
Дворец Александра I в Царском селе был в почёте у многих членов императорской фамилии, каждый из которых привносил нечто новое в его убранство. Так император Николай I повелел забелить живопись плафонов, установить массивные мраморные камины и оформить главный вход двумя бронзовыми скульптурами, отлитыми по проектам Пименова и Логановского. При Александре II дворец становится резиденцией его сына, великого князя Александра Александровича. Здесь прокладываются и обновляются коммуникации.
Но самые большие изменения пришлись на времена правления Николая II. С начала XX века император утверждает Александровский дворец своей основной резиденцией и приглашает архитектора С. Данини для перестройки жилых помещений. Будучи поклонником таланта Кваренги, Данини пытался сохранить часть интерьеров, включая Большой концертный зал, за что был смещён с должности главного архитектора. Его место занял Роберт Мельцер. В ходе работ 1903-1904 гг. свитская половина переделана под апартаменты монаршей семьи, уничтожен Концертный зал, на месте которого появились кабинет Николая II и Кленовая гостиная императрицы Александры.
После революции Александровский дворец стал местом ссылки императорской семьи. Отсюда последние представители рода Романовых отправились в своё финальное путешествие, окончившееся расстрелом в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.
Александровский дворец стал одним из музеев, иллюстрирующих быт царской семьи. С музеем сосуществовали Дом отдыха Народного комиссариата внутренних дел и детский приют под руководством супруги Лунчарского.
Во время оккупации города вражескими войсками в период ВОВ, в подземельях Александровского дворца звучали стоны жертв Гестапо, парадные залы занимали штабные офицеры, а широкий двор заполнился деревянными крестами над могилами эсесовцев. После отхода неприятеля здание нуждалось в значительных ремонтных работах.
Впоследствии во дворце последовательно сменяли друг друга Хранилище АН СССР, музей Пушкина, службы ВМФ. Решение музеефицировать Александровский дворец воплотилось в жизнь только к концу 90-х г. XX в. Ремонтные работы, выполненные в конце 40 – начале 50-х гг. XX века в 1996 году были дополнены комплексом реставрационных мероприятий. И уже спустя год в правом крыле появилась первая общедоступная экспозиция. К 2010 году стали доступны Полукруглый и Портретный залы, а так же Мраморная гостиная. В настоящее время Александровский дворец-музей закрыт на реставрационные работы, завершение которых придётся на середину 2020 г.
Приверженец палладианства в классицизме, Джакомо Кваренги, считал главной задачей архитектуры умение отказаться от всего лишнего. Краеугольным камнем здания должна быть симметрия, подчёркнутая ясными и логичными линиями композиции. Все эти принципы отражены в облике и интерьерах Нового Царскосельского дворца.
Классическая п-образная усадебная форма строения содержит новаторский элемент Кваренги – двойную колоннаду коринфского ордера, образующую лоджию. Колоннада, отсылка к строениям Древнего Рима, придавала усадьбе дворцовый вид и императорский колорит. Два ризалита с закруглёнными пандусами позволяли экипажам подъезжать к дверям, что было очень удобно в ненастные дни, а флигели с массивными фронтонами ограничивали пространство внутреннего двора.
Задний фасад представляет собой чередование полуциркульных и прямоугольных элементов, симметрично расположенных по отношению друг к другу.
В данный момент ведётся реконструкция исторических интерьеров дворца. В числе первых восстанавливаются 8 помещений, принадлежащих императору Николаю II:
и императрице Александре Фёдоровне:
Александровский дворец находится по адресу: город Пушкин, Александровский парк, Дворцовая улица, дом №2 и в настоящее время недоступен для экскурсий до середины 2020 г. в связи с проходящими ремонтно-реставрационными работами.
«ФОРТУНА» приглашает петербуржцев и гостей города посетить бывшую загородную резиденцию царской семьи в Пушкине - Царское Село. Дворцово-парковый ансамбль Царского Села считается одним из выдающихся произведений дворцово-паркового искусства, входящий в список ЮНЕСКО.
Продолжительность: ~ 5 - 5,5 часов
Расписание: в 11:30 и 14:00, ежедневно, кроме вторника