Все истории Екатерининского Царскосельского парка невозможно узнать за один день. Однако единственного посещения хватает для того, чтобы влюбиться в это удивительное место. На площади в 1 км² соседствуют рассчитано-небрежные виды пейзажного сада и симметричные участки голландского парка; вниманию экскурсантов представлено более сотни скульптур, построек, мемориалов работы известных архитекторов и инженеров и главная жемчужина Царского Села – Большой Екатерининский дворец.
Первый этап формирования Екатерининского парка пришёлся на царствования Петра Великого. Первый российский император пожаловал указанными землями сначала Александра Даниловича Меньшикова, а затем – фаворитку Марту Скавронскую, свою будущую жену и императрицу Екатерину I.
Садовники Екатерины, Ян Роозен и Иоганн Фохт спроектировали первые водоёмы на территории Царского села. Естественные источники воды находились в значительном отдалении, приходилось изощряться в создании водоотводных каналов от ближайших источников. Роозен создавал парк по модным тогда канонам французского ландшафтного искусства – все элементы на трёх уступах парка были строго упорядочены и призваны составлять достойную оправу дворцу российской императрицы. По мере обуздания прихотливой природы, вдоль прямых аллей и ровных газонов появляются характерные парковые строения и украшения – статуи, боскеты, беседки, венецианские скульптуры.
Следующая хозяйка, императрица Елизавета Петровна, официально подтвердила статус Царского села как императорской резиденции. Она инициировала двукратную перестройку Екатерининского дворца, которой занимались последовательно Савва Иванович Чевакинский и Бартоломео Растрелли. Новая жемчужина императорской резиденции спровоцировала рост и развитие паркового комплекса. Растрелли принял деятельное участие в обустройстве расширяющегося Екатерининского парка. К началу второй половины XVIII в. здесь появляются: воздушный «Эрмитаж», «Зал на острову», «Катальная горка»; увеличивается количество статуй и монументов; высаживаются новые деревья и растения. Границы сада расширяются за счёт присоединения Нижнего (Дикого) сада.
Во второй половине XVIII века под эгидой Екатерины II идёт стремительное формирование паркового комплекса. Над пейзажными ландшафтами работают Василий Иванович Неелов, Иоганн Буш, Трифон Ильин. В разных уголках парка строятся разнообразные по стилистике и предназначению здания. Согласно бытовавшей в то время моде, гуляя по саду, гости должны как бы совершать путешествие по разным странам и эпохам. Соответственно строятся Адмиралтейский комплекс в готическом стиле, Китайская беседка, классические павильоны и постройки (Ванны, Мраморный мост и другие), символичная композиция Турецкой башни-руины. В тот же период появляется множество монументов и строений, посвящённых победам русских войск в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Параллельно с относительно небольшими сооружениями возникают величественные комплексы по проекту Чарлза Камерона, куда входят знаменитая Галерея Камерона и Висячие сады.
Активное формирование Екатерининского дворцово-паркового комплекса закончилось к концу XVIII века. Впоследствии изменения ограничились добавлением нескольких элементов (Собственный садик, памятные ворота Василия Стасова, Турецкая баня Ипполита Монигетти) и реконструкцией Большого Екатерининского дворца после пожара 1820 года.
Революция изменила статус и название Царского села. Окрестности императорской резиденции были переименованы в Детское село, а парк со всем содержимым – национализирован и превращён в музей, который бережно сохранялся до 1941 года.
Войска фашисткой Германии заняли окрестности Санкт-Петербурга осенью 1941 года. Захватчики не пощадили величественный дворцово-парковый ансамбль. За годы оккупации Ленинграда здесь были уничтожены тысячи деревьев и множество архитектурных памятников. Руины некогда великолепного здания Екатерининского дворца, разграбленного и разрушенного, смотрели на разорённый парк пустыми глазницами окон.
Ещё до окончания войны петербуржцы приступили к восстановлению Екатерининского парка. Уже к середине 1945 года экскурсанты смогли увидеть реконструированные павильоны сада. Со второй половины XX века до настоящего момента шли работы по отстройке и реконструкции Большого Екатерининского дворца. До сих пор сотрудники музейного комплекса и реставраторы трудятся над восстановлением облика знаменитой императорской резиденции, которую ежемесячно посещает более 200 000 человек.
Территория Екатерининского парка – наглядная иллюстрация развития ландшафтного искусства на протяжении XVII-XVIII в. Здесь можно увидеть основные тенденции организации паркового пространства и архитектурных приёмов от голландского (Верхнего) сада с его выверенной симметрией до буйства английского пейзажного театра.
Помимо изысканных природных композиций, в парке находится более 100 рукотворных памятников архитектуры: мемориалов, статуй, стилизованных бытовых построек, каждый из которых обладает богатой историей. Среди наиболее интересных:
Екатерининский парк можно найти по адресу: город Пушкин, улица Садовая, здание №7. Он открыт для всех желающих ежедневно. Часы работы: с 7-00 до 21-00; в летний период (с мая по июль) ворота парка закрываются в 23-00; в июле и августе экскурсионный день длится до 22-00.
«ФОРТУНА» приглашает петербуржцев и гостей города посетить бывшую загородную резиденцию царской семьи в Пушкине - Царское Село. Дворцово-парковый ансамбль Царского Села считается одним из выдающихся произведений дворцово-паркового искусства, входящий в список ЮНЕСКО.
Продолжительность: ~ 5 - 5,5 часов
Расписание: в 11:30 и 14:00, ежедневно, кроме вторника