Воскресения Христова Смольный собор – один из самых восхитительных храмов Санкт-Петербурга и любимое место студентов и учащихся. Его история – история лишений, мистики и чудесных происшествий.
Собор был спроектирован великим придворным архитектором императрицы Елизаветы Петровны, Бартоломео Франческо Растрелли. Императрица желала принять постриг и укрыться от мирской суеты в монастырском комплексе, заложенном на территории «Смольного дома», места её детства.
30-го октября 1748 года состоялось торжественное богослужение и закладка первого камня в будущий монастырский комплекс. И работа закипела. Тысячи солдат, мастеровых людей, известных ваятелей и строителей трудились над возведением собора. В одном из близлежащих домов был создан макет будущего комплекса, занимавший территорию нескольких комнат, для чего пришлось снести стены в помещении.
Елизавета Петровна не дождалась пострига в заложенном ею монастыре. Семилетняя война внесла свои коррективы, и с 1861 года Смольный собор Христова Воскресения стоял, пуст и заброшен, до 1820 года.
Новый главный архитектор, Василий Стасов, отказался от грандиозного проекта 167-метровой колокольни с огромным колоколом, и оставил высочайшей точкой центральный купол храма, возвышающийся на 97 метров.
Храму, на строительство которого ушло почти 90 лет, суждено было пережить несколько «перерождений». В 1922-м году он лишился статуса религиозного учреждения, а подвалы были переоборудованы в бомбоубежище на случай ядерной войны. В 1990-м году Смольный собор фактически становится домом культуры – концертной и выставочной площадкой.
И лишь в 2016 году, в день святой Татьяны, покровительницы студентов, Воскресения Христова Смольный собор вернулся в лоно Церкви и по сей день является действующим храмом.
Смольный собор выполнен в стиле «елизаветинского барокко» и считается величайшим проектом Бартоломео Растрелли. Внешний облик храма в голубых и белых тонах с обилием лепнины и золотых деталей только подчёркивает ажурность конструкции и её устремлённые ввысь формы.
В первоначальном проекте Собор Воскресения Христова на месте старого Смольного дома должен быть одноглавым, однако Елизавета Петровна настояла на старорусской традиции возведения пятиглавых православных храмов. Таким образом были спроектированы 4 звонницы, окружающие главный купол.
Растрелли сумел органично воплотить идею взаимодействия мирского, дворцового типа строительства первого этажа с переходом в ажурные, лёгкие формы башен, складывающихся в традиционный христианский пятисвечник, отождествляющий союз земного и духовного начал.
Внутреннее пространство Смольного храма противоречит архитектурной мысли Растрелли. Василий Стасов, приверженец классического строгого интерьера, исключил многоцветье и обилие лепнины из внутреннего убранства собора.
Храм встречает петербуржцев и гостей города белыми, устремлёнными ввысь стенами, на фоне которых сияют позолотой иконостасы. Ажурная тонкая резьба, сдержанная лепнина, белые изваяния, высокие окна и стройные колонны наполняют внутренние помещения ощущением простора, света и воздуха.
Одна из жемчужин Смольного собора – оригинал деревянной скульптуры ангела с купола церкви св. Екатерины. Возраст скульптуры превышает 200 лет. Экспонат положил начало коллекции артефактов, связанных с историей Смольного комплекса и русского православия.
Посещения заслуживает обзорная площадка на колокольне храма, куда ведут 272 каменные ступени. С самой высокой доступной туристам точки собора открывается панорама Санкт-Петербурга. Особую прелесть приобретают виды города в закатные часы.
Смольный Воскресения Христова собор – одно из самых мистических мест Санкт-Петербурга. Лазурные стены хранят вековые тайны, имеющие мирские и духовные корни.
Народная молва связывала длительный перерыв в строительстве храма с таинственным происшествием. Говорили, что помощник Растрелли совершил тяжкий грех самоубийства под сенью строящегося собора. С тех пор над Смольным тяготело проклятье, препятствующее проведению церковных служб в течение 100 лет со страшной даты. Говорят, что призрак самоубийцы до сих пор бродит по приделам храма с небольшим портфелем в руке.
В ненастные ночи прохожие могут увидеть на карнизе одной из звонниц призрачный силуэт человека. Легенда гласит, что дух принадлежит аптекарю, добавлявшему в снадобья кровь голубей и разбившемуся насмерть при падении с карниза Смольного. Рассказывают, что в гибели виновна смутная тень с портфелем, подтолкнувшая или испугавшая незадачливого охотника за птицами.
Смольный собор – великолепное произведение архитектурного искусства, овеянное дыханием истории и религии, осенённое мифами и тайнами. Строение стоит посетить хотя бы раз в жизни.
Адрес: Смольный собор, г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 1, лит. А (метро - "Чернышевская")
Часы работы: 07:00 - 20:00