Собор во имя Святого Равноапостольного Князя Владимира в Санкт-Петербурге – уникальное произведение религиозной архитектуры, последовательно объединившее черты трёх стилей. Князь-Владимирский собор один из самых почитаемых храмов города на Неве.
Первая церковь (святителя Николая) на месте нынешнего Князь-Владимирского собора построена в 1708 г., спустя 5 лет с момента основания Петрограда. Небольшая деревянная постройка быстро разрушалась из-за периодических затоплений, и, спустя два года её снесли. Преемницей стала мазаная церковь о трёх престолах, главный из которых освятили в честь успения Богоматери в 1719 г. Боковые приделы обрели духовных покровителей святителя Николая (Никольский) и Иоанна Крестителя (Предтеченский). Три престола и относительно большая площадь церкви принесли ей статус соборного храма, дарованный лично Петром I.
Для последнего Царя всея Руси предшественник Князь-Владимирского собора имел особенное значение. Перенося столицу из Москвы, славящейся православными храмами, Петру I необходимо было создать символ преемственности как светской власти, так и религиозного влияния. Новый собор служил отсылкой к кремлёвскому Успенскому собору. А выстроенное рядом подворье Блюстителя Патриаршего престола помогло укрепить столичный статус Санкт-Петербурга.
История современного Князь-Владимирского собора начинается в 1740 г. с указа Анны Иоанновны. Императрица приняла проект швейцарского архитектора Пьетро Антонио Терезини по постройке одноглавого каменного собора на 3000 прихожан. Год с небольшим трудились строители над храмом. Дворцовый переворот 1741 г. отсрочил дальнейшее возведение на 20 лет.
В 1765 г. Антонио Ринальди приступает к работе над стенами, простоявшими два десятилетия. 8 лет он воплощает в жизнь заказанный императрицей Елизаветой проект собора о пяти главах с высокой колокольней. И, несмотря на пожар, поглотивший деревянный храм и значительно подпортивший построенный каменный, в 1772 г. состоялась торжественная служба по освящению Успенского придела. После этого работы прекратились ещё на 11 лет.
В 1783 г. императрица Екатерина II пожелала закончить возведение храма Успения в Петербурге. Закончить собор суждено было Ивану Егоровичу Старову. Вплоть до 1789 г. велись строительные и отделочные работы, изменившие внешний вид фасада и завершившие облик пока ещё не названого храма. В 1786 г. был освящён Никольский придел, а спустя три года главный престол, равно как и сам храм получили освящение в честь равноапостольного князя Владимира Великого.
В XIX веке интерьер и территория храма совершенствовались. Переустанавливались приделы, оформление иконостаса приобрело характерные черты стиля ампир, были выстроены хоры. На территории Князь-Владимирского собора был разбит сквер, установлены ограда и две часовни работы Николая Фёдоровича Брюллова, возведена часовня по проекту Николая Николаевича Ковригина. С 1845 г. храм становится капитульным - орденским храмом Святого Владимира.
Храм оставался одним из нескольких десятков функционирующих религиозных учреждений в Советском союзе. Несколько месяцев, начиная с 1922 г. находился в ведении обновленцев, был передан организации «Живая церковь», стоял закрытым чуть больше года в 1926-27 гг. и к концу ноября 1927 г. вернулся в лоно Патриаршей церкви.
В период 38-41 гг. XX в. Князь-Владимирский собор получает статус кафедрального, а в 1940 г. сюда перевозят чудотворную Казанскую икону Божьей Матери, которая бережно хранилась в храме на протяжении 60 лет до 2001 г. В тяжёлые годы блокады, несмотря на ужасы войны и голода, в соборе ежедневно проходили службы и молебны о победе над врагом.
В настоящее время Князь-Владимирский собор представляет собой действующий храм. Реставрация интерьера, фасада, элементов убранства и сопутствующих построек ведётся с 2015 года.
На базе храма действуют благотворительные и образовательные учреждения: воскресная школа, детский хор, библиотека, детские организации.
Князь-Владимирский храм, строившийся почти полвека объединяет различные архитектурные стили. Сквозь строгие черты классицизма проступают элементы барокко с вкраплениями в стиле ампир. Храм – один из первых в череде традиционных для Руси пятиглавых церквей.
Изящная колокольня органично дополняет облик здания, окрашенный в песочно-белые тона.
Во внутреннем пространстве храма гармонично сочетаются строгость двухцветного сине-белого оформления и роскошь окладов ценнейших образцов иконописи на иконостасе в стиле ампир. Стенная роспись ограничивается изображениями евангелистов под главным куполом. Оформление храма уникально тем, что здесь можно увидеть не только образа святых, но и копии картин известных художников на библейские сюжеты.
Самым почитаемым образом собора после возвращения Казанской Божьей Матери остаётся лик святого князя Владимира на основном алтаре. Среди прочих жемчужин Князь-Владимирского храма:
Собор во имя Святого Равноапостольного Князя Владимира находится по адресу: СПб, Блохина, 26 и является действующим православным храмом. Экскурсии возможны по предварительной договорённости с администрацией собора.